Das Erste о катастрофе MH-17

Авиационная катастрофа Boeing 777, рейс MH-17, компании Malaysia Airlines, выполнявшего плановый полет из Амстердама в Куала-Лумпур, произошла 17 июля 2014 г. на востоке Донецкой области Украины. Пассажирский самолет был сбит в украинском воздушном пространстве в 50 км от российской границы.
На борту лайнера находились 283 пассажира и 15 членов экипажа. Погибли все. По количеству жертв катастрофа MH-17 стала одной из десяти крупнейших за всю историю авиации, крупнейшей авиакатастрофой XXI века, крупнейшей — на всей территории бывшего Советского Союза. Достоверные причины до сих пор неизвестны мировой общественности. Страны, принимающие участие в расследовании, публиковать его результаты либо не торопятся, либо не могут, так как их нет. Это заставляет строить предположения. Не остался в стороне и немецкий телеканал, предложив свою версию причин произошедшего.
Расследование катастрофы MH-17 от Das Erste
Аэропорт Амстердама. Люди, которые этим утром регистрируются на рейс MH-17, хотят исполнить свои мечты.
Родственники погибших:
— Она была моей старшей сестрой, моей лучшей подругой. Она была одна из тех, кто проявляет все самое лучшее в себе и других.
— Это была иммиграция. Он все продал и хотел только одного – уехать туда.
В кабине пилот Ван Хусейн и его экипаж готовят самолет к полету в Куала-Лумпур.
Вдова Ван Хусейна:
Он прислал мне смс: «Любимая, мы только взошли на борт. Увидимся завтра утром.»
Борт MH-17 должен пересечь регион, в котором ведут ожесточенную борьбу прорусские сепаратисты и украинская армия. Действительно, в это время шла война, в том числе и война в воздухе. Украинское правительство знало об опасности в данной ситуации. Тем не менее, борт ложится на заданный курс — над регионом, где идут бои. Почему?
Я хочу получить ответ на этот вопрос. Даже если он ничего не изменит. Моего сына не вернуть.
Четырьмя часами позже связь прерывается.
MH-17: смертельный полет
Прошло больше 9 месяцев с катастрофы Boeing 777-200ER компании Malaysia Airlines, с того момента, когда 298 человек погибли здесь. Виновные до сих пор не найдены. Вместо этого бушует пропагандистская война. Мы хотим выяснить, кто несет ответственность за эту катастрофу.
Киев, 17 июля 2014г. Уже через несколько часов после крушения были обнародованы некоторые улики. Но доказательства распространяют специальные службы. Работники украинских информационных ведомств распространяют фото и видео в Интернете. На снимках представлен Бук — наземный зенитный комплекс. Предполагается, что с его помощью прорусские сепаратисты сбили борт MH-17. Так говорит украинское правительство.
Антон Геращенко, бывший советник министерства внутренних дел Украины:
Если бы я не обнародовал информацию о ракетном комплексе в регионе, поверьте, в кратчайшие сроки русская пропаганда заявила бы о причастности украинских солдат к этой катастрофе.
Москва, 21 июля 2014 г. Москва отвечает широкомасштабной пресс-конференцией в Министерстве обороны. Два генерала представляют совершенно иную версию. В то время, когда был сбит MH-17, в воздухе также находился украинский реактивный истребитель. Мог ли такой самолет сбить MH-17? Правительство поручает русским ученым исследовать катастрофу. Результат однозначен.
Иван Андриевский, член Российского союза инженеров:
Единственно возможный вариант – поражение MH-17 с помощью такого истребителя и ракетных систем, имеющихся у него на борту.
Вашингтон, 22 июля 2014 г. Отношения между Вашингтоном и Москвой напряжены с начала украинского кризиса. США тесно связаны с Украиной. Вскоре после катастрофы министр иностранных дел США Джон Керри делает заявление, не оставляющее сомнений в том, кто стоит за крушением самолета.
Россия снабдила сепаратистов оружием, она же их поддерживала и тренировала.
Сразу после этого правительство США публикует официальную точку зрения. С одним единственным доказательством. В качестве иллюстрации сообщение содержит коммерческую фотографию, полученную со спутника. На ней указана траектория полета ракеты, которая, как они утверждают, сбила самолет. Документ озаглавлен как «правительственный анализ».
Рэй МакГоверн, бывший агент ЦРУ:
Они не смогли убедить в этом секретные службы, поэтому они и не назвали документ «анализ секретных служб», а ввели новую категорию — «правительственный анализ». Другими словами, документ был подготовлен в Белом доме, а не силами ЦРУ.
Однозначно, правительство США к этому времени не может доказать то, что оно хотело бы доказать. Так же, как Украина или Россия. Поиск виновных превращается в пропагандистскую войну.
Рэй МакГоверн:
Существуют материалы, из-за которых голландцы и малазийцы не обращаются к родственникам погибших с призывом прекратить игры и попытаться найти виновных.
Амстердам, начало апреля.
Близкие погибших в Голландии до сих пор не знают, кто виноват в катастрофе.
Аннабель потеряла свою сестру Кален и ее бойфренда Лауренца. Боль не утихает.
Аннабель Кайцер, сестра погибшей Кален Кайцер:
Невозможно отстраниться от MH-17. Каждый день новости по радио и телевидению. С одной стороны, это хорошо, потому что не хотелось бы, чтобы такие ужасные события были забыты. С другой стороны, лучше не смотреть в газеты или телевизор. Я старюсь этого избегать.
Кален было 25 лет, Лауренцу на 5 лет больше. Его отец справляется с катастрофой другим способом. Он хочет знать, кто убил его сына. Но он потерял доверие к государственным инстанциям.
Вим ван дер Граф, отец погибшего Лауренца ван дер Графа:
Поскольку информация все время поступает из различных источников, я не знаю, каким каналам я могу доверять. Одни источники заслуживают доверия, другие — более подозрительны.
Эльмар Гиемулла, адвокат родственников погибших:
У пострадавших складывается впечатление, что они оказались впутаны в политическую игру не только украинского, но и своего собственного правительства.
Место крушения MH-17
С самого начала обстоятельства крушения MH-17 были делом политического значения. Смертельный полет оборвался как раз на границе боевых действий — там, где борются сепаратисты и Украина. Члены ОБСЕ были первыми независимыми наблюдателями, прибывшими на место катастрофы.
Царит хаос.
Александр Хаг, представитель ОБСЕ в Украине:
Мы были остановлены одним из сепаратистов, который не пустил нас дальше, угрожая применением оружия.
Исследования откладываются. Несколько дней трупы лежат на обочине. Понадобятся месяцы, чтобы убрать обломки самолета.
Александр Хаг:
Мы видели, что место крушения не было огорожено должным образом. Журналисты свободно передвигались по территории.
И журналисты пишут статьи. Но насколько они объективны? Одна из украинских интернет-газет публикует фото: мужчина, снимающий обручальное кольцо с пальца трупа.
Нью-Йорк, 21 июля 2014г. В выступлении на заседании ООН голландский министр иностранных дел Франс Тиммерманс ссылается на это фото.
Мужья и жены, матери и отцы, представьте себе, что вы получили известие о смерти вашего супруга. Через пару дней вы видите фото, где изображено, как преступник снимает его обручальное кольцо. Представьте себе, что это был ваш супруг.
Через неделю на заседании в Брюсселе ЕС вводит против России санкции, на которых так долго настаивала Украина. Санкции вводят, в том числе и под влиянием речи голландского министра иностранных дел. Но новость, на которую ссылается политик, сфабрикована. В таком контексте сцены не существует. Фото — всего лишь фрагмент видеозаписи, где мужчина берет вещи в руки и складывает их в ящик. Безобидная сцена, сознательно вырванная из контекста, — направленная информация. В эти дни для правды, как кажется, не находится места.
Пропагандистская война вокруг MH-17 достигает Совета безопасности ООН — высшей инстанции в мире.
Эйндховен, 23 июля 2014г. Через шесть дней после катастрофы. Прибытие в Голландию первых гробов с жертвами крушения можно назвать церемонией ужаса. Страна находится в шоковом состоянии.
Мариам Юсоф, вдова пилота:
— Мы поехали на неделю в Амстердам. Процедура идентификации трупов длилась очень долго. Сначала я не хотела видеть труп моего мужа, поскольку все говорили мне, что я не перенесу такого вида. Этой ночью я не могла уснуть. Я молилась о помощи, чтобы я смогла принять правильное решение. Следующим утром я увидела его и почувствовала облегчение. Он выглядел не так, как я представляла. Он выглядел очень умиротворенным… прекрасным.
Аннабель Кайцер, сестра погибшей Кален Кайцер:
— Нас отговорили от того, чтобы посмотреть на них. И это было даже хорошо. Я хочу, чтобы моя сестра осталась в моей памяти такой, какой я ее знаю. И она была очень красивой женщиной. У Кален были необыкновенные волосы. Мы спросили, можем ли мы получить немного волос Кален. Сейчас я постоянно ношу их с собой — в амулете, что висит у меня на шее. Когда мы увидели волосы, стало ясно, что это была именно она.
193 жертвы — голландцы. Страна в трауре. Нидерланды обещают полностью раскрыть обстоятельства катастрофы. Под ее началом начинается сбор сведений. Трупы отправляют в Хилверсум для вскрытия. Исследователи ищут следы оружия, но безрезультатно.
Вим ван дер Граф, отец погибшего Лауренца ван дер Графа:
До сих пор нет убедительных доказательств, поэтому официальное заявление все время откладывается. Это очень тяжело и утомительно для родственников погибших. И я очень злюсь из-за этого.
Москва, 22 декабря 2014 г. Запад молчит. Новости приходят из Москвы. Русские государственные масс-медиа распространяют свою версию событий: MH-17 сбил украинский истребитель СУ-25. По телевидению показывают даже предполагаемого преступника — украинского военного пилота Владислава Волошина. Якобы он был за штурвалом украинского реактивного истребителя. Половина россиян верит этой версии.
Вопросом занимает даже российский следственный комитет. Вполне официально. Расследование возглавляет Владимир Маркин. По его словам, на след их вывел перебежчик украинской армии. Чтобы проверить достоверность полученной информации, перебежчика даже проверили на детекторе лжи.
Владимир Маркин, российский Следственный комитет:
В своих показаниях он говорит, что самолет Волошина был оснащен ракетами «воздух-воздух». По возвращении на летную полосу ракет на борту уже не было. По его словам, Волошин был крайне встревожен. Ключевые слова Волошина: этот самолет оказался не в том месте и не в то время. Наш свидетель приходит к однозначному выводу, что Волошин мог сбить Боинг нестандартными ракетами.
Николаев, 29 января 2015 г. Мы идем по этому новому следу. Украинский пилот живет недалеко от Одессы. Он никогда еще не высказывал свою точку зрения по этому поводу перед камерами. Контакт удался. Но сбил ли Волошин MH-17? Действительно ли он вернулся разъяренным из полета 17 июля?
Владислав Волошин, пилот истребителя:
Действительно ситуация имела место, но 23 июля — через 6 дней после падения пассажирского самолета. С аэродрома взлетели три самолета, а приземлился только я один. Остальные два самолета были сбиты. Я вышел из самолета в расстроенных чувствах. События 23 июля наложили на 17 число.
Даже если он и врет, возможно ли вообще сбить пассажирский самолет военным истребителем? СУ-25 предназначен для поражения наземных целей. Максимальная высота полета — 7000 метров. Как было показано российским телевидением, СУ-25 может подниматься на высоту полета пассажирских самолетов, но лишь на короткое время. Кроме того, на такой высоте он не сможет выпустить ракету, не потеряв управления. Об этом говорит русский, один из тех, кто должен точно владеть этой информацией, — конструктор СУ-25
Владимир Бабак, конструктор СУ-25:
Для самолета-штурмовика невозможно сбить Боинг на высоте 10-11 километров.
Другие модели штурмовиков могут подниматься на такую высоту, но и они не рассматриваются в качестве оружия поражения из-за особенностей ракетных систем.
Владимир Бабак:
Такие ракеты не могут разломить Боинг пополам. Оружие, сбившее Боинг, должно быть ракетой, отправленной с БУК-а. Я не могу представить других возможностей.
Ракеты Бук могут поражать цели на большой высоте, они предназначены для уничтожения вражеских самолетов. Система была разработана в Советском Союзе и выпускается до сих пор. Буками оснащена в основном российская армия, но и украинская тоже. Такое оружие есть у обеих. Бук мог попасть и в руки сепаратистов.
Александр Бородай, бывший предводитель сепаратистов:
Комплексов Бук у нас не было. Средств ПВО, которые могли бы сбить самолет на высоте 10 тысяч метров, тоже. У нас вообще не было технических средств для поражения указанного самолета.
Правда ли это?
Лейчестер, 23 июля 2014 г. В глубине Англии, далеко от места событий. Здесь независимые эксперты ведут борьбу с ложью и дезинформацией. Элиот Хиггинс анализирует фото из кризисных регионов. Он всемирно известен. Он провел собственное исследование инцидента. Он собирает доказательства из общедоступных источников: Ютуба, Твиттера и Фейсбука. Там он нашел фотографию Бука, находящегося на территории сепаратистов.
Элиот Хиггинс:
У нас есть шесть фото и видео из различных источников. Мы смогли определить место, где были сделаны эти снимки, и проследить маршрут боевой машины по территории сепаратистов.
Это настоящий паззл. Чтобы отследить перемещения Бука, Элиот сравнивает расположение теней на снимках. Журналисты Пари матч сфотографировали Бук в день катастрофы. Хиггинс находит место на картах Гугл, сравнивает определенные детали и таким образом определяет точное место.
Элиот Хиггинс:
Чем больше информации мы находим, тем яснее видим все аспекты. Мы находили все новые и новые детали, подтверждавшие картину и поясняющие, что же на самом деле произошло.
Действительно, события 17 июля могли развиваться следующим образом: Борт MH-17 должен был вылететь из Амстердама в 12 часов.
Отец Дениз тоже прошел регистрацию. Он хотел покинуть страну.
Дениз Кенке, дочь погибшего Вильгельмуса Грутшольтена:
Он улыбается до ушей на каждой фотографии, выглядит свободным. Он хотел улететь, не хотел возвращаться обратно. Это был последний полет, который он хотел совершить.
15 членов экипажа Malaysia Airlines также поднимаются на борт.
Командиру Ван Хусейну 49 лет, у него два сына.
Мариам Юсоф:
У моего сына день рождения 15 июля. Но в этот день его отец был в Амстердаме. Он пообещал ребенку вернуться 17 июля и отпраздновать день рождения задним числом.
Пилот Ван Хусейн проверяет маршрут. Он знает, что должен лететь над Украиной и областями, где идут бои. В это же время Бук следует по своему маршруту. На этом перекрестке, недалеко от небольшого супермаркета.
Элиот Хиггинс:
Мы получили эти фото от Пари матч. На них изображен Бук в городе Донецк.
Снимки были сделаны около 9 часов утра, затем он поехал дальше, в город Снежное. Бук все еще в пути, он все еще не достиг конечной цели.
В это же время в аэропорту Амстердама. Лауренс и Кален отправляются на посадку.
Вим ван дер Граф, отец погибшего Лауренца ван дер Графа:
— Это был их первый совместный отпуск.
Аннабель Кайцер, сестра погибшей Кален Кайцер, говорит:
— Они первый раз сидели рядом с друг другом в самолете. Они были так счастливы. Наконец-то вместе в отпуск!
В 12.31 самолет поднимается в воздух. Примерно в то же время Бук едет по этой улице. Это последние известные нам фотографии, которые были сделаны. Скоро Бук достигнет своей цели.
Элиот Хиггинс:
— Это последнее место, где видели Бук. Он достиг Снежного и покинул город за несколько часов до катастрофы.
Вим ван дер Граф, отец погибшего Лауренца ван дер Графа:
— Это было последнее маленькое фото с подписью «Лететь вместе гораздо лучше, чем в одиночку».
Аннабель Кайцер, сестра погибшей Кален Кайцер:
— На фото они так широко улыбаются. Кажется, что шире просто невозможно.
Вим ван дер Граф, отец погибшего Лауренца ван дер Графа:
— Они летели вместе 4 часа, и все закончилось.
MH-17 пересекает Западную Украину в соответствии с маршрутом. Недалеко от границы украинский диспетчер передает самолет российскому коллеге, который должен вести лайнер дальше.
Вим ван дер Граф:
— 17 июля, 16 часов. Наш старший сын как раз был на пути к нам, мы собирались вместе обедать. Он слышит новость о разбившемся самолете.
Мариам Юсоф:
— Это не может быть он! Это еще не подтверждено. Был ли это именно тот самолет, которым управлял мой муж? Мое сердце сказало мне, что это не он. Только чтобы меня успокоить.
Аннабель Кайцер:
— Я включила телевизор. Первое, что я увидела, был самолет, потерпевший крушение на пути в Куала Лумпур. Я сразу это почувствовала.
Мариам Юсоф:
— Около двух часов утра к нам домой пришел пилот и сообщил новость.
Вим ван дер Граф:
— Номер самолета такой же, как у машины, в которой летит Лауренц. Случилось ли это с этим самолетом? Ты не знаешь.
Аннабель Кайцер:
— Ты все еще надеешься на ошибку. Что несколько человек все же остались в живых. Об этом я думала в первую ночь после катастрофы.
Вим ван дер Граф, отец погибшего Лауренца ван дер Графа:
— С этой информацией можно жить несколько дней…до того времени, когда начинают поступать сообщения, что никто не выжил. Что действительно ни один человек не остался в живых. И тогда твой мир рушится.
Грабово, 25 февраля 2015 г. Место крушения сегодня. Ясно, что Бук ехал по территории сепаратистов. Но была ли ракета выпущена именно сепаратистами? Ведь только в этом случае можно доказать их вину. Есть ли свидетели? Мы отправляемся на поиск следов — по маршруту известного нам Бука. И действительно, мы находим местных жителей, рассказывающих нам о дне катастрофы и оглушительном шуме, типичном для работающего Бука. Из страха они не хотят представляться и открывать лица.
— Мы услышали хлопок, как будто бы стреляли из Степановки. Хлопок, а потом шипение. Потом еще один хлопок в небе, затем взрыв.
— Я услышал громкий хлопок. Потом я поговорил с соседями, один из них сказал, что на небе была видна белая полоса. Потом вдали появился дым.
Но откуда точно стрелял Бук? Есть ли доказательства?
Элиот Хиггинс:
Шло много разговоров о том, что нет снимков запуска ракеты. Но есть другие фото, выложенные в Интернет. Одно из них очень важно – на нем изображен столб дыма.
Мы нашли место, с которого была сделана эта фотография. И мы идем по следу, который оставляет дымовой столб. Он ведет на юг города Снежное. Сегодня здесь находится надежно охраняемый блок-пост сепаратистов. Многие признаки говорят о том, что ракета была выпущена именно отсюда. С этого поля. Однозначно из области, находящейся под сепаратистами.
Но по какой причине? Произошла ошибка? У Бука была другая цель? Бук не так прост в обслуживании.
Симон Везерман, аналитик SIPRI и исследователь Бука:
На радаре истребителя видна точка. Это и есть цель. По сигналу не понять, гражданский или военный это самолет. Вы видите приближающуюся цель, и у вас крайне мало времени, чтобы среагировать. Цель нужно сразу же идентифицировать как вражескую. Да, в нее я должен выстрелить. Потом нужно реагировать и жать на кнопку.
MH-17 был сбит по ошибке? Есть обстоятельства, говорящие в пользу этого тезиса.
Аэропорт Днепропетровска, июль 2014 г. Аэропорт играет важную роль в обеспечении украинской армии. Мы узнали, что 17 июля, в день, когда был сбит самолет, был взят под стражу и допрошен бортпроводник украинской компании «Виндроза». Он попал под подозрение в шпионаже.
Антон Геращенко, бывший советник министерства внутренних дел Украины:
У меня была информация, что украинская служба безопасности совместно с полицией арестовала сотрудника одной из авиакомпаний.
На допросе подозреваемый сообщил, что отправлял сепаратистам смс-сообщение с информацией о времени вылета украинских военных самолетов в зону конфликта.
Александр Бородай:
Конечно же, передача информации имела место. Различной информации.
Неужели шпион сепаратистов сообщил о вылете военного самолета? Он был арестован и, возможно, украинский самолет отменил вылет? Неужели сепаратисты напрасно ждали вылета военного самолета, а вместо него появился MH-17?
Вскоре после катастрофы сепаратисты хвастались в сети, что им удалось сбить украинский военный самолет.
Авиабаза Gilze-Rijen, март 2015 г. 8 с половиной месяцев после катастрофы. Прошло много времени, пока обломки самолета были переправлены в Голландию и там исследованы. Самолет был реконструирован.
Вим ван дер Граф:
Обломки самолета находились в трех ангарах. Однажды вечером мы отправились туда и прошлись вдоль обломков, лежащих на полу. В тот момент я ясно осознал, что в такой катастрофе никто не выживет.
Входные отверстия должны были дать ответ на вопрос, какое оружие было использовано. Вот только о результатах исследований родственники погибших ничего не узнали. Исследователи не могут обнародовать данные, поскольку принимавшие участие в исследованиях правительства заключили соглашение о неразглашении информации. Каждая страна должна препятствовать публикации каких-либо деталей. Официальная версия — это поможет защитить данные.
Эльмар Гиемулла:
На самом деле они должны были действовать иначе. В их интересах было бы обнародовать сведения. Они же воспользовались правом вето на разглашение информации другими странами, что говорит о затронутых политических интересах.
Украина также приняла участие в исследованиях. Она тоже может наложить вето на разглашение информации другими странами. При этом Украина преследует собственные интересы. Видимо, и ей есть что скрывать.
Киев, 14 июля 2014 г. Взгляд в прошлое. Три дня до катастрофы MH-17. Встреча в украинском Министерстве иностранных дел. Правительство информирует послов других стран о положении в зоне конфликта. Во время заседания появляются новости. Украинский министр иностранных дел в это время узнает, что сбит военный самолет Антонов.
Павел Климкин, министр иностранных дел Украины:
Это был украинский военный самолет. Он был сбит. Мы были полностью уверены, что машина на такой высоте недосягаема для ракет.
Поворотный пункт в войне с сепаратистами. Антонов был сбит на высоте более 6000 метров. Ситуация обострилась. Тревожный сигнал.
Симон Везерман:
В условиях, когда возможен обстрел такими ракетами, необходимо полностью закрывать воздушное пространство. Поскольку дальность их пролета может достигать 20000 метров. Эта зона затрагивает и гражданское воздушное пространство.
Украина закрывает воздушное пространство, но только до высоты в 10000 метров. Так что гражданские самолеты могут и дальше совершать полеты. Можно ли считать эту реакцию соразмерной поводу? Ракеты Бук могут поражать цель и на большей высоте, они не останавливаются на отметке в 10 км.
Эльмар Гиемулла:
— Воздушное пространство можно и нужно было закрыть. Это украинское воздушное пространство, и украинское правительство его не закрыло. При этом оно точно знало, что существует опасность обстрела.
Вим ван дер Граф:
— Что скрывается за этим? Почему они пошли на риск и разрешили полеты над неконтролируемой территорией? Я хотел бы получить ответ на эти вопросы.
Эльмар Гиемулла:
— Здесь может идти речь о финансовой заинтересованности, поскольку полеты на территорией Украины не бесплатны. И если бы Украина закрыла воздушное пространство, она бы потеряла деньги.
Мариам Юсоф:
— Речь идет о человеческих жизнях, нельзя думать только о деньгах. Если известно, что эта зона опасна, нужно выбирать другой маршрут. Закрой они воздушное пространство, мой муж остался бы в живых. У моих детей был бы отец.
Украина получает миллионы за использование своего воздушного пространства. Она не хотела отказываться от денег? Что знают об этой ситуации западные правительства? Какова их роль?
14 июля на брифинге по безопасности в Министерстве иностранных дел Украины присутствовали послы западных правительств. И все они узнали, что Антонов был сбит на высоте более чем 6 км. Они знали о новом опасном положении.
Немецкое посольство в Украине передает информацию в соответствующее ведомство. Несколько газет и телеканалов получают эти сообщения: положение в Украине вызывает озабоченность. Сбитый на высоте в 6 км самолет переводит ситуацию на другой уровень опасности.
Эльмар Гиемулла:
Речь уже не идет о том, кто с кем воюет. Речь идет о невинных людях, которых убивают. С этим нужно бороться. Вопрос только — как? Такой реакции недостаточно.
В эти дни самолеты авиакомпании Люфтганза многократно пролетают над регионом. К примеру, борт с рейсом Мюнхен-Дели пересекает область сепаратистов всего лишь на 20 минут раньше MH-17. Правительство страны не предупредило компанию Люфтганза об опасности.
Эльмар Гиемулла:
Конечно же, члены западных правительств должны были принять меры, чтобы их авиакомпании не летали в воздушном пространстве над Украиной.
Но западные правительства бездействуют. Могли ли они предотвратить катастрофу? Министр иностранных дел Германии Штайнмайер и посол в Украине отказываются давать интервью на эту тему. До сих пор правительство не высказало официальной точки зрения по поводу катастрофы MH-17.
Берлин, 8 октября 2014 г. На закрытом заседании Федеральная разведывательная служба информирует узкий круг лиц. Информация не подлежит разглашению, тем не менее, она выходит наружу. Секретная служба говорит о том, что ракету выпустили сепаратисты. Действительно ли Россия поставила Бук, как утверждают США? Это автоматически делает Россию сообщником. Крайне некомфортная политически ситуация для Европы. Но ФРС заявляет: Бук был не из России. Правда ли это?
Ганс-Христиан Штребеле, член правительства:
Та информация о ситуации, что у меня есть, не представляется мне реальной. Я получаю информацию, я получаю исследования, но они не складываются в общую картину, как это обычно должно быть.
Можно исключить Россию из списка виновных?
Лейчестер, 25 июля 2014 г. Всплывают новые обстоятельства. Команда английских исследователей находит убедительные доказательства того, что Бук все-таки приехал из России. Элиот Хиггинс находит в Интернете снимки целого конвоя ракетоносителей Бук, движущегося по территории России.
Элиот Хиггинс:
Мы смогли проследить путь конвоя через Россию при помощи записей со многих видеорегистраторов. Такое оборудование очень популярно в России.
Эти кадры датированы июлем 2014 года. Три недели до катастрофы MH-17. Конвой движется по направлению к украинской границе. Часть конвоя — Бук с почти стертым номером (отмечен цифрами 3 и 2). Это тот же самый Бук, что видели 17 июля на границе с Украиной.
Элиот Хиггинс:
Мы смогли определить, что Бук из России. На транспортном средстве было много признаков, например, мы узнали эти стертые буквы и те же самые повреждения. Мы смогли найти только один Бук, который соответствовал бы всем этим признакам. И это та машина, что ехала в русском конвое, и ее мы позже наблюдали в Украине. Вероятность ошибки — одна на миллион.
Команда Хиггинса идет дальше и находит членов конвоя в социальных сетях.
Элиот Хиггинс:
На большинстве фотографий они в нижнем белье распивают спиртные напитки со своими друзьями. Таких снимков много. Но есть и фото на Буке.
Может ли быть один из этих русских солдат стрелком, сбившим Боинг из этого Бука?
Элиот Хиггинс:
Этот Бук относится к бригаде номер 53, это русские войска. Велика вероятность того, что им управляла русская армия. Меня бы очень удивило, если бы они столько проехали, чтобы передать машину крестьянам.
Не так давно сообщество исследователей занялось поиском очевидцев, наблюдавших перемещения Бука. На одном из интернет-видео представлен телефонный разговор между сепаратистами:
В: Да, да, Бук.
А: Ой, БМ. Да-да, я вас понял.
В: Бук, бук.
А: Ок, она на тягаче?
В: Да. Ее нужно где-то выгрузить и спрятать.
А: Она с экипажем?
В: Да, с экипажем.
Телефонный разговор доказывает, что Бук с экипажем прибыли из России.
Кто сбил MH-17? Все говорит о том, что в пассажирский самолет попала ракета Бука, выпущенная из района прорусских сепаратистов. Все указывает на тот факт, что Бук был доставлен из России. Возможно, и экипаж был русским. Россия — соучастник? Что это может значить для Европы?
Украина тоже несет ответственность. 298 человек остались бы в живых, закрой они воздушное пространство. Все правительства обязаны были предупредить авиакомпании. Да и они не должны были бы облетать опасный регион? Будет ли когда-нибудь дано официальное объяснение?
Вим ван дер Граф:
Я боюсь, что в конце концов нам скормят идеально скомпонованную историю. И мы должны будем поверить, что так оно и было, и не сможем проверить, соответствует ли она действительности.
Для жертв очень важно получить объяснение, жизненно важно. Мариам Юсоф, вдова пилота, не знает, на какие средства она будет жить с двумя сыновьями. Страховка ее мужа не предусматривала смерти в результате военных действий.
Мариам Юсоф:
Я надеюсь на справедливость. Только на это. Нужно, чтобы международный суд вынес приговор. Неизвестно, кто определил судьбу MH-17. Почему? Я бы очень хотела это узнать.
Аннабель переехала в квартиру своей сестры. Она только сейчас начинает интересоваться, кто несет ответственность за случившееся. Слишком велика боль потери.
Аннабель Кайцер:
Я не могу прожить ее жизнь. Слишком многие вещи она делала не так, как я. Но я решила жить дальше моей собственной жизнью. Это ее квартира, но в ней находятся мои вещи. Сделать свою жизнь самой лучшей — это самое малое, что я могу сделать для нас обеих.
Вим ванн дер Грааф с самого начала пытается добиться объяснений. Он хочет знать, кто несет ответственность за жизнь его сына. Он каждый день думает о нем.
Вим ван дер Граф:
Нам очень не хватает Лауренца, поскольку он был жизнерадостным человеком. Он мыслил так: как бы не повернулась жизнь, ты всегда сможешь что-то из нее сделать. Для нас это утешение. Он как будто говорит нам: мама, папы, попытайтесь что-то сделать из своей жизни.
«Другое мнение» выражает благодарность Ольге Данюшкиной, подготовившей профессиональный перевод с немецкого.
Пропагандистская война
«Другое мнение» сердечно благодарит телеканал Das Erste за великолепный пример упомянутой ими же той самой пропаганды. Да, да, эта та самая пропагандистская война, развернувшаяся вокруг катастрофы Boeing 777-200ER, рейс MH-17.
Поначалу нам было сложно понять, зачем так густо представлены родственники погибших. Да, катастрофа MH-17 — страшная трагедия. И она страшнее, чем цунами, унесшее жизни сотен тысяч людей. Так она страшна, потому что нелепа. Потому что не должны в XXI веке гибнуть люди в самолете, сбитом ракетой в европейском небе. Однако прошло довольно много времени… зачем же всю эту боль доставать, воскрешать, публиковать, причем так, чтобы реплики родственников буквально рвали пополам информацию? Ради чего затевалось «журналистское расследование»? Чтобы это понять, нам пришлось попросту порезать ролик, исключив все постороннее. И вот, что у нас получилось.
За слезами и скорбью потерявших близких в катастрофе MH-17 как-то никто не заметил, что обсуждаемый «Бук М-1», якобы зафиксированный сначала в России, а затем на границе 17 июля, каким-то волшебным образом сбил украинский самолет 14 июля.
Эти слезы и скорбь, снабженные крайне подходящим музыкальным сопровождением, внушают на подсознательном уровне, что вот это расследование — и есть та правда, что замалчивают правительства всех стран, объединившись в каком-то парадоксальном по масштабу и составу заговоре.
Эти слезы и скорбь не дают сомнениям шанса проклюнуться, а посему не возникает и вопросов.
Эти слезы и скорбь заслоняют странность доказательств, основанных, видимо, на том, что сепаратисты изъясняются на какой-то другой волне, в другом диапазоне, что позволяет с точностью сказать: да, на этой записи из Интернета говорят сепаратисты, а не парочка украинских хлопцев.
Эти слезы и скорбь мешают понять, что именно Россия является еще одной пострадавшей стороной в авиакатастрофе MH-17. Именно положение России изрядно подпортила эта трагедия. Именно против России после катастрофы MH-17 ввели ряд санкций. Именно вокруг России, как пчелы вокруг летка, группируются силы НАТО, пользуясь испугом маленьких европейских стран, увидевших «доказанную» агрессию России.
Эти слезы и скорбь «занавешивают» тот факт, что ролик о крушении MH-17 появляется, когда многие в Европе задумались уже о нецелесообразности санкций и их, чего уж там, несправедливости.
Эти слезы и скорбь заставляют забыть, что солнце над любой страной бывает в зените, что тени исчезают в полдень вне зависимости от его часового пояса, что трава в России такая же, как в Украине, а 231, это не 312, даже если затереть.
Эти слезы и скорбь говорят «представьте себе», а надо, чтобы расследование (коль уж это так позиционируют) говорило «предоставляем вам».
«Другое мнение» смотрит на мир несколько иначе, поэтому мы не говорим «представьте себе». Мы предоставляем вам легко проверяемые сведения.
1. Пуско-заряжающая установка комплекса (!) «Бук М-1» — ничто без командного пункта, станции обнаружения и целеуказания «Купол-М1», самоходной огневой установки. ЗРК «Бук М-1» — это зенитно-ракетный комплекс, состоящий из нескольких объектов.
2. В России на вооружении стоит «Бук М-2» (именно он обладает всеми перечисленными в ролике качествами, включая поражение цели посредством использования только одной пусковой установки и поражение медленных целей, в том числе зависающих вертолетов), а не «Бук М-1».
3. Практический потолок Су-25 действительно составляет 7 000 м, но это практический потолок, а не максимальная высота, как сказано в ролике.
Практический потолок — это наибольшая высота, на которой при полете с постоянной горизонтальной скоростью еще присутствует избыток тяги, достаточный для выполнения подъема с определенной вертикальной скоростью.
4. У Су-25 нет одного конструктора (но главный был, да).
Старший преподаватель Военно-воздушной академии И. Савченко обратился к знакомым специалистам ОКБ П. О. Сухого с предложением совместно разработать проект нового самолета поддержки сухопутных войск. Вскоре сформировалась инициативная группа, в которую вошли работники ОКБ О. С. Самойлович, Д. Н. Горбачев, В. М. Лебедев, Ю. В. Ивашечкин и А. Монахов.
5. Су-25 вооружен (штатно) управляемыми (!) ракетами класса «Воздух-Воздух», способными поразить цель на расстоянии 20 000 м.
6. Вероятность поражения цели одной доисторической ракетой Р-60 — 0,9, одной ракетой «Бук М-1» — 0,3 (если это не истребитель и не крылатая ракета, где вероятность уже составит 0,6).
7. Су-25 поражает цели с большого расстояния.
Для снижения риска поражения ПВО с конца 1986 г. летчикам запретили опускаться ниже 4500 м, но этот приказ противоречил самому «стилю работы» штурмовиков и часто ими нарушался.
8. О точности Су-25 ходят легенды, точнее ходили, в Афганистане.
Точность попадания “лазерок» была поразительной — ракеты удавалось укладывать точно во входы пещер и амбразуры, а их солидной БЧ с избытком хватало для уничтожения цели. Особой эффективностью отличалась тяжелая X-29Л с БЧ весом 317 кг, заключенной в прочный корпус. Пробивая камень, она уходила вглубь и взламывала изнутри самые неприступные объекты. Если же в пещере скрывался склад боеприпасов, успех был поистине оглушительным. Использовались и более простые управляемые снаряды С-25Л — вариант обычных НАР, на которые устанавливали головной блок с системой управления и лазерной ГСН того же типа, что на Х-25 и X-29Л.
Ракетную атаку Су-25 ярко описал командир десантной роты, прижатой к земле огнем из нависшего над Багланским ущельем дота: “Головы было не поднять, как вдруг над нами проскочила пара самолетов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло дот в щебенку».
Чаще достаточно дорогие ракеты применяли по «штучным» целям, используя данные разведки, планируя и тщательно готовя каждый удар. Пуски выполняли с дальности 4-5 км с пологого пикирования под углом 25-30°, отклонение ракет от точки прицеливания при этом не превышало 1,5 – 2 м. По данным ОКБ Сухого, всего в ДРА произвели с Су-25 139 пусков управляемых ракет.
9. Возможная потеря управления Су-25 — это миф.
“Грачи» нередко возвращались домой «на честном слове». Майор А. Рыбаков дотянул до аэродрома (накануне он уже получил снаряд зенитки в закрылок) на самолете с захлебнувшимся двигателем, залитым керосином из пробитых баков, иссеченным осколками фонарем, полностью отказавшей гидросистемой и невыпускающимся шасси. В кабине не работал ни один прибор, и летчик с залитым кровью лицом вел самолет вслепую, по командам напарника. Сев на брюхо, пилот бросился в сторону от самолета, и лишь убедившись, что взрыв машине не грозит, вернулся выключить поднимавший тучи пыли двигатель.
28 июля 1987 г. на базу пришел штурмовик с полутораметровой дырой в борту, у которого ракетой разнесло правый двигатель, хлеставшим из мотоотсека пламенем прожгло противопожарную перегородку, полностью выгорела электроарматура и энергоузлы и на 95% перегорели тяги управления рулем высоты. Пожар продолжался до самой посадки, и все же — нет худа без добра — от короткого замыкания сами вышли стойки шасси, и самолет смог нормально сесть.
На Су-25 лейтенанта П. Голубцова ракетой наполовину оторвало хвост, на борту ничего не работало кроме двигателей. Не действовали и тормоза, и после посадки самолет выкатился за полосу на минное поле, где летчику пришлось дожидаться саперов, чтобы выбраться.
На самолете лейтенанта Буракова ракета снесла под корень почти весь киль, он приземлялся “на элеронах». У другого самолета взрывом вырвало почти четверть крыла.
Летчики рассказывали и о сильных взрывах в фюзеляже, происходивших через несколько минут после гашения пожара в мотоотсеках. Взрывались не баки — заполнявшая их губка гасила ударную волну и останавливала пламя, но керосин продолжал хлестать из перебитых трубопроводов, заливая горячий двигатель.
Главный конструктор самолета В. П. Бабак несколько раз сам вылетал в ДРА, а один из изувеченных Су-25 с развороченным двигателем и следами пожара на борту, Ил-76 вывезли в ОКБ.
А вот и господин Бабак, по непонятной причине сделавший странное заявление, тогда как сам лично исследовал удивительное рядом.
Das Erste предполагает, что MH-17 был сбит по ошибке. В пользу версии приводят какие-то доводы. Что же, нам эта версия также нравится.
Это произошло на 330-м эшелоне на высоте 10100 метров. Борт номер один был там через 20 минут после малайзийского самолета.
17 июля 2014. Первые комментарии различных СМИ в Интернете, сразу после катастрофы MH-17.
Украинский диспетчер задал эшелон 330 вместо эшелона 350, предусмотренного полетным планом MH-17.
Волошин:
Этот самолет оказался не в том месте и не в то время…
И на наш взгляд, покушение на президента такого государства, как Россия, действительно может являться предметом замалчивания. Может быть, снять ролик? Впрочем, нам чужда пропагандистская война и, ах… у нас же нет фотографий из Интернета, доказывающих, что Путин вообще куда-то летел (неважно, в каком году).
Нам сложно представить, что начало бы твориться, если на самом деле удалось бы доказать, что катастрофа MH-17 — дело рук российского солдата… уж молчать точно никто не стал бы. Картинка складывается плохо, точнее совсем не складывается — слишком много противоречивых фактов (или якобы фактов), фонит ужасно. Но одно мы знаем точно — кто шляпку украл, тот и бабушку «успокоил». И эта шляпка явно не в российских руках.