Шестое чувство Брюса Уиллиса
Фильм «Шестое чувство» вышел в прокат 6 августа 1999 г., был выдвинут на «Оскар» в 6-ти номинациях, собрал в мировом прокате более $666 млн. ($672 806 292). Шесть номинаций на «Оскар» — именно номинаций. Если вы где-то читаете, что самих статуэток, это неверная информация. Может быть, именно лишние 6 млн. помешали получить 6 «Оскаров» картине, снятой всего за 40 млн.? На самом деле конкуренция в тот год была жесточайшей. Вполне вероятно, что в любом другом году ленте удалось бы получить статуэтку, но не 2000-м, увы.
Бороться пришлось с такими шедеврами, как «Красота по-американски», «Свой человек», «Правила виноделов», «Зеленая миля», «Быть Джоном Малковичем», «Простая история», «Сладкий и гадкий», «Ураган», «Парни не плачут», «Магнолия», «Талантливый мистер Рипли», «Прерванная жизнь», «Сонная лощина». Нет, конечно, в своих номинациях «Шестое чувство» соперничал не со всеми перечисленными лентами, но состав нельзя не учитывать, а в тот год даже в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» победил не кто-нибудь, а Педро Альмодовар с картиной «Все о моей матери». «Оскар» 2000-го создавал впечатление, что весь Голливуд (и не только) поверил в катастрофу при смене тысячелетий (великое обнуление) и отыграл как никогда, как в последний раз (по крайней мере Оскар–2015 точно не идет ни в какое сравнение).
Номинации «Шестого чувства»
Картину «Шестое чувство» выдвигали в 6 номинациях:
- Лучший фильм — «Красота по-американски», «Зеленая миля», «Свой человек», «Правила виноделов», «Шестое чувство». Статуэтку получила «Красота по-американски».
- Лучший режиссер — «Красота по-американски», «Быть Джоном Малковичем», «Правила виноделов», «Свой человек», «Шестое чувство». И опять «Красота по-американски» Сэма Мендеса увела «Оскара» у «Шестого чувства» Шьямалана.
- Лучшая мужская роль второго плана — «Правила виноделов» (Майкл Кейн), «Талантливый мистер Рипли» (Джуд Лоу), «Магнолия» (Том Круз), «Зеленая миля», «Шестое чувство». Хэйли Джоэла Осмента обошел Майкл Кейн с ролью в «Правилах виноделов».
- Лучшая женская роль второго плана — «Прерванная жизнь», «Парни не плачут», «Быть Джоном Малковичем», «Сладкий и гадкий», «Шестое чувство». Тони Коллет уступила Анджелине Джоли (Прерванная жизнь).
- Лучший сценарий для экранизации — «Красота по-американски», «Быть Джоном Малковичем» (Чарли Кауфман), «Магнолия», «Кутерьма», «Шестое чувство». И снова именно «Красота по-американски» обходит «Шестое чувство», Без статуэтки Шьямалана оставляет Алан Болл.
- Лучший монтаж — здесь «Шестое чувство» обошла «Матрица».
Мы могли бы сказать, что картину недооценили, но у каждой из перечисленных, наверняка, есть такие же поклонники. Поэтому ничего не станем утверждать, просто захотелось вспомнить о ленте, не выпадающей из памяти 15 лет. Да и как выпадать, если раз в год ее пересматривают? Кроме того, вспоминая об одном из любимых фильмов, мы решили уточнить, в каких номинациях его выдвигали, и натолкнулись (неоднократно) в Сети на сведения о получении «Шестым чувством» 6-ти Оскаров, что и вынудило нас написать этот экскурс в прошлое. Кстати, не настолько неактуально наше путешествие: в 2012-м Лиам Нисон, отвечая на вопрос о роли, какую он мечтает сыграть, заявил, что такой нет, поскольку «Шестое чувство» уже давно сняли, и это единственная роль, покорившая его. Фильм на многих произвел глубокое впечатление.
Шестое чувство
Лента «Шестое чувство» вышла в прокат как подарок режиссеру и сценаристу М. Найту Шьямалану на день его рождения — 6 августа. Родившийся в Индии 29-летний Шьямалан до «Шестого чувства» снял лишь фильмы «Яростная молитва» (произошло это в 1992-м сразу же после окончания им кино-школы при Нью-Йоркском университете) и «Пробуждение» (1998). В 1995-м он написал сценарий «Стюарт Литтл», купленный студией Уолта Диснея за $2,5 млн. не без посредничества Брюса Уиллиса. Уже тогда актер поддержал молодого сценариста и режиссера. Гонорар за роль в «Шестом чувстве» тоже можно считать поддержкой, поскольку он был существенно ниже привычного для Брюса.
Что руководило Уиллисом? Мы полагаем, что то самое шестое чувство, недоказанное, но существующее. Роль в этом фильме стала одной из самых успешных, она позволила иначе взглянуть на «Крепкого орешка» — уже как на по-настоящему талантливого серьезного актера, а не только как на вечного спасителя мира (хотя и тут он выдается из общей массы, потому что не боится выглядеть на экране избитым и потрепанным в отличие от красавчиков-качков всех мастей, не боится играть эпизодических ролей, не боится погибать на экране).
Сюжет
Сюжет «Шестого чувства» нельзя назвать абсолютно оригинальным: так или иначе тема общения с загробным миром поднималась неоднократно — на то он и хоррор. Но здесь совершенно неожиданный ход, настолько непредсказуемая концовка… вкратце изложим, хотя и уверены, что вряд ли найдутся незнакомые с фильмом люди (разве что юное поколение).
В самом начале в дом к психотерапевту вторгается бывший пациент, высказывает претензии и стреляет в него, потом в себя на глазах у насмерть перепуганной жены врача. Затем действие переносится на год вперед, и мы видим маленького несчастного мальчика, чего-то сильно пугающегося, странного настолько, что в школе его дразнят и зовут «психом», и уже знакомого нам врача, пытающегося ему помочь. Мальчик никому не рассказывает, что повсеместно видит мертвецов, так как ему никто не верит (помимо дикого страха, ему приходится жить с недоверием: даже родной мамы, очень любящей мамы).
Герою Уиллиса непросто, ему приходится преодолеть достаточно трудностей, он ходит по лезвию бритвы в этом странном танце взрослого и ребенка, создавая пусть хрупкое, но доверие. Терапевту удается, он помогает мальчику, избавляет его от страха, чего не смог сделать когда-то для стрелявшего в него другого мальчика, так и не переставшего бояться и поэтому убившего своего не сумевшего помочь врача. Именно так — в самом начале герой Уиллиса был убит, а далее уже его дух общался с ребенком, потому что именно этот ребенок мог видеть духов. И это мы узнаем в самом конце.
Экранный дуэт Брюса Уиллиса и Хэйли Джоэла Осмента мы считаем историческим. Он не просто великолепен, он… абсолютный. Атмосфера фильма держит зрителя в напряжении, не отпуская ни на секунду. Хоррор высшей степени качества без крови, ужасов, мяса — одна только мистика, причем такого сорта, что в нее легко веришь, и еще неделю после просмотра оборачиваешься на каждый шорох и пытаешься проникнуть в сны своих детей, чтобы не дай бог не упустить чего-то важного…
После «Шестого чувства» Шьямалан снял еще 8 фильмов, но приблизительно такого уровня ему удалось достигнуть лишь в «Явлении», хотя «Неуязвимый» с тем же Брюсом Уиллисом тоже неплох.
Интересные факты
Общеизвестные интересные факты:
- Вопреки традициям заключительную сцену фильма снимали в конце, все действия фильма шли своим чередом.
- Впервые М. Найт Шьямалан попробовал себя в эпизодической роли в собственном фильме именно в «Шестом чувстве».
- «Шестое чувство» — рекордсмен по популярности как приобретаемое видео для домашнего просмотра (80 млн. экземпляров продано).
- Исполнителю роли Винсента Грея Донни Уолбергу пришлось похудеть на 43 фунта ради съемок.
- Левше от рождения Брюсу Уиллису пришлось научиться писать правой рукой.
- Сам Шьямалан считает «Шестое чувство» неким симбиозом картин «Обыкновенные люди» и «Изгоняющий дьявола».
- Всего четыре фильма жанра хоррор когда-либо номинировали на «Оскар», и «Шестое чувство» — один из них.
- Хэйли Джоэл Осмент явился на кастинг в галстуке, и он был один такой. Кстати, он перед кастингом прочитал не только свою роль, но весь сценарий три раза.
- Фраза «Я вижу умерших людей», произнесенная героем Осмента, стала исторической — она заняла 44-е место в списке 100 лучших фраз в истории кино по версии «American Film Institute».
- Идея фильма пришла в голову Щьямалана (по его собственным словам) после просмотра одной из серий сериала «Боишься ли ты темноты?» (The Tale of the Dream Girl).
Добавим еще один интересный факт от себя. Оба наших героя — Брюс Уиллис и Хэйли Джоэл Осмент — в начале своей карьеры выступали как талантливые комики: Уиллис — в сериале «Детективное агентство «Лунный свет» (1985–1989), Осмент — в паре сериалов и фильме «Богус» (1996)