Оскар–2015: «Снайпер» Клинта Иствуда
American Sniper Клинта Иствуда, вышедший в российский прокат как «Снайпер», в 2015-м выдвигали на «Оскар» в шести номинациях, но фильм получил статуэтку только в одной, да и то технической — за лучший монтаж звука. Картина основана на реальных событиях — она снята по книге Криса Кайла, национального героя, участника войны в Ираке, снайпера, застрелившего 160 (оф. цифра) врагов. Сослуживцы звали его «Легенда».
Повествование (не считая самого начала о детстве героя) психологически разделено на 4 части — 4 командировки в Ирак, 4 вехи жизненного пути. Каждая такая веха ломает героя, меняет его, подстраивает под события, засасывает в жерло войны, перемалывает: каждый раз он возвращается все более чужим. Его почти нет рядом с семьей, когда он вроде бы и дома. Либо война поглотит его совсем, либо он выберется. Крису удается — ценой неимоверных усилий, но удается вернувшись с войны вернуться к жизни. Однако именно жизнь не ждет снайпера впереди, ибо взявший в руки оружие всегда «Под прицелом у смерти» (слоган фильма), и «Легенду» убивает ветеран, пришедший за помощью, но так и не сумевший ее принять.
Как формировался характер главного героя, Клинт Иствуд гениально показал всего-лишь одной сценой: отец объясняет детям, что все люди делятся на овец, волков, желающих пожрать овец, и овчарок, защищающих овец; свою речь отец произносит в связи с избиением младшего сына и его защитой старшим; заявив, что в семье не растят овец, спросив, разобрался ли старший сын с обидчиком, и получив положительный ответ, отец произносит: «Ты знаешь, кто ты». Понятно, что когда начались иракские события, уже взрослый Крис пошел защищать свою страну, ведь он овчарка.
В фильме «Снайпер» много гениальных сцен: отчетливо понимаешь глубину только что возникшего чувства, глядя, как Крис помогает девушке, поддерживает, убирает волосы с лица, когда ей плохо от выпитого; в картине практически отсутствуют эротические сцены (девушку в нижнем белье за таковую считать нельзя), но куда ярче выглядит закрывающаяся за двумя дверь; семейная идиллия, показанная и вовсе комично — все знают, что бывает, если слить воду в унитазе: пойдет горячая вода в ванной (так шутит жена Криса) — гораздо показательнее, чем два часа «ми-ми-ми» с цветами и прочим, — «Снайпер», кажется, весь состоит из таких сцен, простых, подлинных и говорящих.
Отдельной строкой выводим кадры с рушащимися башнями (трагедия 11 сентября): они не только объясняют, почему Крис пошел на войну (кстати, мы вообще не считаем эту сцену что-либо поясняющей), — это заведомая индульгенция тому, что происходит далее, а далее Крис убивает ребенка — врага, но ребенка. И если вначале убивает почти спокойно, то когда такая же ситуация возникает вторично, но у снайпера уже есть свои дети, он молит пацана бросить оружие, глядя на него в прицел, и испытывает громадное облегчение, когда мальчишка все-таки швыряет гранатомет на землю.
Лента у Иствуда получилась определенно резонансной. В чем только не обвинили режиссера: в коричневой пропаганде, показной ультрапатриотичности, агитации, громогласном заявлении о превосходстве США над остальными и прочем. Рассуждая, почему «Снайперу» не достались статуэтки, дошли даже до предположения, что в фильме отсутствует осуждение иракской кампании, и киноакадемики отреагировали именно на это.
Почему фильму не дали «Оскаров» мы судить не возьмемся, а вот в защиту выступим: всего перечисленного в картине нет — никакой агитации, никакой пропаганды, ничего показного. Эта лента глобальна. Эта лента обращена ко всем жителям планеты. Эта лента — антивоенна по своей сути. И эта лента гениальна. Фильм «Снайпер» правдив до абсолюта, пронзительно правдив, правдив до боли. Каждая фраза в масть, каждая сцена значительна, каждый звук важен, каждый поступок имеет логичное продолжение, — все говорит, что войн не должно быть на Земле. Война пожирает, берет в плен, не отпускает, перемалывает в пыль и выбрасывает. В войне не бывает победителей. И чтобы это понять, много не надо: всего лишь нужно перед просмотром не надевать шоры и не пытаться потом подогнать фильм под общеизвестные штампы — его надо просто посмотреть. И все. Стоит послушать создателя шедевра: Клинт Иствуд называет «Снайпера» своим самым честным антивоенным фильмом. И в этом режиссер честен, как и его фильм.
Мы впервые видим абсолютно закрытый финал, оставляющий целый пласт вопросов. Но вопросов не по фильму — по жизни, по тому, что творится в мире, чем все это кончится…