Стоимость ОСАГО
С 12 апреля повышают базовый тариф ОСАГО на 40–60 %. С учетом региональных коэффициентов стоимость полиса вырастет более чем вдвое согласно подсчетам экспертов. Первоначально запланированное повышение базового тарифа на 30 % было признано недостаточным, поскольку привело бы в регионах к недоступности полисов ОСАГО из-за их убыточности.
Во многих регионах граждане уже ощутили, каково это — недоступный полис ОСАГО, предлагаемый в пакете с дополнительными услугами ради компенсации убыточности страховки. В 2014-м властями был принят ряд точечных мер по стабилизации ситуации с гражданским страхованием, но это мало помогло.
Поручение правительству и ЦБ разработать поправки к профильному закону было дано президентом РФ в феврале 2014-го. Результатом выполнения поручения стало повышение базового тарифа.
Причины повышения базового тарифа ОСАГО
Одной из основных причин повышения базового тарифа ОСАГО стало принятие правительственного постановления, предусматривающего значительный рост страховых выплат при причинении вреда здоровью — более чем в три раза, со 160 000 до 500 000 р. Расчет размера выплаты будут осуществлять с применением специальных формул, оценивающих травмы в рублевом эквиваленте. Новые правила обязали страховщиков выплачивать средства согласно расчетным таблицам еще до выставления счета за лечение. Если же выплаченных средств окажется недостаточно, и пострадавшему придется приобретать лекарства и оплачивать процедуры сверх полученной страховки, он может востребовать разницу со страховой компании.
Еще одна причина — нововведение, закрепленное тем же постановлением: если ранее в случае смерти пострадавшего в ДТП получить страховку мог только находящийся под его опекой иждивенец, то теперь это право появилось у всех родственников.
Принятые поправки касаются только тех страховых договоров, что будут заключены после 1 апреля 2015-го.
Влияние коэффициентов на стоимость полиса ОСАГО
С 1 апреля 2015-го на стоимость полиса ОСАГО будут влиять специальные коэффициенты (региональные, территориальные и проч.) как в сторону повышения базового тарифа, так и в сторону его снижения. В регионах, где убыточность гражданского авто-страхования особенно высока, коэффициенты повышены (на 20–25 %); где ситуация обратная — коэффициенты снижены (до 41 %). Например, для Москвы коэффициент составляет 2, то есть 40–60 % повышения стоимости можно смело умножать на два, получая 80–120 %.
Установлены коэффициенты для автовладельцев, чей стаж вождения составляет менее 3-х лет, для водителей младше 22 лет, и они повышают стоимость полиса ОСАГО более чем в 1,5 раза. Никуда не делись и традиционные коэффициенты, применяемые в зависимости от мощности двигателя и количественного показателя участия водителя в ДТП.
Цифра могла бы стать бесконечной, но компетентные лица заверяют, что более чем на 100 % стоимость страховки не вырастет.
Очередной этап реформирования ОСАГО
Почти три года обсуждений, согласований и проч. привели к принятию в июле 2014-го закона, регламентирующего реформу ОСАГО. Полностью все предусмотренные изменения начнут работать лишь в 2019-м. В рамках реформы увеличены и страховые выплаты, и стоимость самого полиса.
Страховщики информируют, что повышение базового тарифа на 30 % сделает ОСАГО убыточным в 40 регионах Российской Федерации, что явно не способствует стабилизации рынка. С учетом инфляции, изначально неправильных расчетов тарифов повышение должно составить минимум 60 %. 30-процентным оно приведет к наращиванию дефицита до 56 %. Банк России признал очевидный факт в марте — девальвация рубля снивелировала полностью повышение на 30 %, и ситуация по-прежнему экстремальная.
Между тем, как всегда особо компетентные депутаты Государственной думы выступают за заморозку тарифов до 2017-го и введение моратория на повышение коэффициентов.
“В сегодняшний непростой период автовладельцы и так страдают от отсутствия парковок, штрафов, “эвакуационной войны”. В этих условиях поднимать вопросы о подорожании ОСАГО неуместно.”
Представитель ЛДПР. Цитирует ТАСС.
” …страховым компаниям нужно сначала выполнить прежние обещания, организовать текущую работу без нареканий и жалоб, и только потом ставить на повестку дня возможное увеличение стоимости своих услуг.”
Однако речь вовсе не о повышении стоимости услуг страховых компаний, а о существовании возможности повышенных правительственным постановлением выплат. Заморозка тарифов приведет к убыточности. Страховым компаниям попросту нечем будет платить по страховым случаям. Выплаты, повторимся, повышены в три раза.
В итоге Счетная палата запросила полномочия для проверки обоснованности повышения тарифов, тут же вспомнив, что у них вообще проблема с полномочиями.
“Необходимо дополнить законодательство, так как полномочия Счетной палаты должны соответствовать тем полномочиям, которые закреплены за мегарегулятором. Сейчас мы не имеем возможности проверять обоснованность повышения тарифов по ОСАГО, так как прийти на проверку в ЦБ у нас нет правовых оснований.”
В общем, очередной этап реформирования ОСАГО привел к вмешательству Счетной палаты. Чем все это кончится, посмотрим, а пока предлагаем таблицы новой стоимости ОСАГО, предоставленные Российским союзом авто-страховщиков и опубликованные ТАСС.
ТБ — базовый тариф.
КТ — территориальный коэффициент.
КБМ — скидка за безаварийную езду.