Уралвагонзавод может обанкротиться
Прошел парад, показали «Армату», мир обсудил ее со всех сторон, сложились мнения, и одно из них таково: «Армата» — фейк, блеф, показуха, «развод», красивая картинка, эти танки никогда не поставят на вооружение России. Мнения мнениями, а такой исход вполне вероятен, поскольку может обанкротиться Уралвагонзавод, реализовавший этот беспрецедентный проект.
«Уралвагонзавод» — единственный производитель танков в России — находится в плачевном финансовом положении. Виной тому не только санкции — проблемы начались ранее, то есть им не пара месяцев, но правительство не торопится оказать корпорации поддержку на федеральном уровне. Примечательно, что требуемая сумма в объеме 15 млрд. рублей выглядит совсем незначительно на фоне запросов других компаний, попавших под антироссийские санкции и требующих триллионы (например «Роснефть»), но корпорация не может даже такую сумму получить.
Олег Сиенко заявлял неоднократно, что «Уралвагонзаводу» нужны дополнительные государственные гарантии, как и всей машиностроительной отрасли.
Я говорю, по крайней мере, об основных производителях, а их там основная пятерка. Это УВЗ, «Тихвин», «Промтрактор», «Рузаевка» и «Алтай»
Сиенко в ходе совещания у Медведева.
Предприятие весь 2014-й работало в ценовом диапазоне 2009-го. Спрос на вагоны перманентно падает, начиная с 2012-го, поскольку увеличен срок службы подвижного состава, в результате чего многие покупатели отменили заявки и расторгли контракты. Стоимость металлического проката выросла на 30 %, а стоимость вагонов пришлось снизить более чем на 25 %, подстраиваясь под реалии рынка. Предприятие получает от государства 60 % средств согласно целевой программе, а 40 % оно должно изыскивать самостоятельно, используя полученную прибыль, но именно прибыли нет уже в течение 2-х лет.
Корпорация постоянно несет расходы, и львиная их доля приходится на разработку и выпуск новых видов специальной техники, производимой в рамках программы по импортозамещению.
Чтобы не сорвать государственную задачу, мы привлекали кредитные ресурсы, открывали новые кредитные лимиты, а в конце прошлого года банки в принципе перестали финансировать инвестиции, особенно с долгими сроками окупаемости, как в случае с государственным оборонным заказом — работают только «вкороткую». Тупик.
Руководящий состав «Уралвагонзавода» видит выход в государственной поддержке.
Это позволит удлинить сроки кредитования, перегруппировать и сконцентрировать финансовые ресурсы, направив их, в том числе, на реализацию программы технического перевооружения и заложив фундамент будущего развития.
Никита Савьяк, начальник экономического управления Центра корпоративного управления «Уралвагонзавода». Цитирует «УралПолит.Ru».
Основная задача руководства «Уралвагонзавода» сейчас — сохранение производства.
В сегодняшних условиях самое главное ‒ сохранить производство, сохранить кадровый потенциал, завершить начатые работы по техническому перевооружению. Но больше всего меня беспокоит, конечно, гражданская часть — вагоностроение. Здесь без стимулов со стороны государства, без налаженной работы, без списания старого подвижного состава нам будет крайне сложно работать. Сейчас наступает время, когда нужно будет возвращать тело имеющихся кредитов, мы сильно нарастили портфель в связи с реализацией федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Сейчас главное, чтобы ключевая ставка ЦБ стабилизировалась, вернулась на докризисный уровень — тогда, наверное, мы справимся с ситуацией.
Сиенко.
Когда все хорохорились и бравировали наплевательским отношением к международным санкциям, Сиенко сразу заявил, что эти меры отрицательно скажутся на деятельности корпорации. Теперь поддержку получают те, на ком «санкции не сказались», но не «Уралвагонзавод», кому эта поддержка жизненно необходима.
Ожидание государственной поддержки продолжается (она вроде как «на выходе», Медведев в ходе совещания заверил, что даже выпуск вагонов не будет снижен). Между тем ситуация усугубляется: Альфа-банк, известный своим жестким отношением к проблемным клиентам, намерен подать иск о банкротстве корпорации.
Альфа-банк: заявление о банкротстве «Уралвагонзавода»
Альфа-банк планирует подать заявление о банкротстве «Уралвагонзавода», о чем оповестил кредиторов за месяц согласно существующим правилам. Соответствующая информация была опубликована 8 мая в газете “Коммерсантъ” в разделе “Сведения о банкротствах”.
Альфа-банк уведомляет о своем намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании УВЗ несостоятельным (банкротом)
Банк планирует подать иск к ООО “ЧТЗ-Уралтрак”, входящее в корпорацию «Уралвагонзавод». Алексей Жарич, заместитель руководителя «Уралвагонзавода», заявил, что корпорация оспорит иск, если его подадут, назвав намерение Альфа-банка “по меньшей мере очень странным”.
Есть согласованный механизм реструктуризации через получение госгарантий для “ЧТЗ-Уралтрака”, который Альфа-банк утвердил. То есть договорились Альфа-банк, УВЗ и РФ. Есть договоренность, что как только госгарантии будут получены, а они, как мы знаем, уже прошли все инстанции и фактически на “выходе”, то сразу этот долг будет реструктуризирован.
Однако для банка договоренность не есть деньги. Ранее Альфа-банк выставлял претензию (был подан иск 24 апреля) по просрочке платежей “ЧТЗ-Уралтраком”. Претензия была удовлетворена, просроченные платежи — полностью закрыты, тем не менее Альфа-банк выставил требование о досрочном погашении кредита в полном объеме. Это требование и собирается оспаривать «Уралвагонзавод».
Все, что предъявляет Альфа-банк – это к досрочному погашению, досрочное погашение мы оспариваем.
Жарич.
Факт уведомления не говорит о том, что заявление о банкротстве поступит обязательно: вспомнить хотя бы споры между ВТБ и «Мечелом».
Мы обязаны, если мы собираемся подавать на банкротство, уведомить за 30 дней кредиторов о том, что у нас такие намерения есть. Мы в этом плане идем по обычной процедуре. Потому что мы на сегодня не смогли достичь такого урегулирования задолженности, которое бы нас устраивало.
Андрей Костин, глава ВТБ.
Иск о банкротстве ВТБ не подал до сих пор. Но возможен ли подобный ход событий в отношении Альфа-банка? Эта структура печально известна жесткостью позиции относительно проблемных должников. Кроме того, у Альфа-банка есть еще причина принципиальности: крупнейший из авиаперевозчиков России компания «Ютэйр» после снятия претензий (7 мая сообщили, что Альфа-банк отозвал все 9 исков; видимо стороны договорились о выплате задолженности) была исключена из программы государственного субсидирования, о чем сообщили 8 мая.
100 % акций «Уралвагонзавода» принадлежит «Росимуществу».